Каталог
ZV
ездный б-р, 19
+7 (495) 974-3333 +7 (495) 974-3333 Выбрать город: Москва
Подождите...
Получить токен
Соединиться
X
Сюда
Туда
x
Не выбрано товаров для сравнения
x
Корзина пуста
Итого: 
Оформить заказ
Сохранить заказ
Открыть корзину
Калькуляция
Очистить корзину
x
X
Главная
Магазины
Каталог
Мои заказы
Корзина
Магазины Доставка по РФ
Город
Область
Ваш город - ?
От выбранного города зависят цены, наличие товара и
способы доставки

Вторник, 23 июля 2019 10:53

Об одном аспекте программы Apollo

короткая ссылка на новость:
20 июля 2019 года исполнилось 50 лет со дня первой высадки человека на Луну. Этот юбилей дает повод вспомнить о некоторых уроках тех событий. Эти уроки до сих пор актуальны, потому что из них, в частности, следует, что планы создания сверхтяжелой ракеты-носителя в России – глупость несусветная. Балерина на орбитальной станции из рекламного ролика «Роскосмоса» и та кажется более уместной шуткой.
Балерина на орбитальной станции

Для начала, как обычно, предлагаем познакомиться с основными тезисами статьи.

Тезис №1. Создание и полеты американской сверхтяжелой ракеты Saturn V в рамках лунной программы обошлись Америке с 1964 по 1973 годы в 6,42 млрд долларов. При этом программа Apollo в целом стоила 19,4 млрд долларов. То есть стоимость разработки и изготовления того, что Saturn V выводил в космос, превышала его собственную стоимость в два раза.

Тезис №2. Создание первого экземпляра сверхтяжелой ракеты руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин оценивает в 740 млрд рублей. Но почему он ничего не говорит про те 1,5–2 трлн руб., что надо выделить на полезную нагрузку для этой ракеты. Построить ракету-носитель – это даже не полдела. Нужно затратить вдвое больше на создание полезной нагрузки для нее. Ракета – это не цель, а транспортное средство.

Тезис №3. Тяжелая «Ангара-5» ждала 19 лет своего первого пуска, а сверхтяжелая ракета полетит через 10 лет, к 2028 году? Думается, ответ на этот вопрос ясен.

Тезис №4. В 1960-е годы сверхтяжелая ракета была нужна, чтобы решить задачу по высадке человека на Луну как можно быстрее. А сейчас куда нам торопиться? Почему нельзя использовать многопусковую схему? Такой подход полностью соответствует идеологии развития отечественной космонавтики. Зачем мы 50 лет учились собирать огромные комплексы на орбите? Чтобы исследовать поведение мушки-дрозофил в невесомости?

Тезис №5. Для рекламы своей деятельности «Роскосмос» не придумал ничего лучшего, как снять танец нашего неумирающего лебедя в макете орбитальной станции. Похоже, «Роскосмосу» сегодня только и остается, что демонстрировать, как наши космические корабли бороздят просторы Большого театра. Зато безумные планы создания сверхтяжелой ракеты обсуждаются на самом высоком уровне.

Кому интересно, читайте дальше.

Сведем лунные счеты

Аспект лунной программы США полувековой давности, на который хотелось бы обратить внимание, очень прост. По официальным данным бюджета NASA, создание и полеты американской сверхтяжелой ракеты Saturn V обошлись Америке с 1964 по 1973 годы в 6,42 млрд долларов. Это была самая большая статья расходов программы Apollo. Но при этом программа в целом стоила 19,4 млрд долларов. Это значит, что расходы собственно на ракету-носитель сверхтяжелого класса составили всего 33% общих трат. То есть стоимость разработки и изготовления того, что Saturn V выводил в космос, превышала его собственную стоимость в два раза.

Практика показывает, что это же соотношение в целом остается верным для любой другой космической программы. Полезная нагрузка, как правило, стоит в разы больше, чем ракета-носитель для ее вывода в космос. Создание первого экземпляра сверхтяжелой ракеты нынешний руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин оценивает в 740 млрд рублей. На самом деле, конечно, траты окажутся куда большими. Во всяком случае, до этого заявления Рогозина много лет самые разные источники называли цифру 1,5 трлн рублей. Эта оценка кажется куда более близкой к истине.

Высадка человека на Луну

Высадка человека на Луну в 1969 году выглядела столь фантастическим достижением, что многие до сих пор не верят в реальность этого события. Скептики считают, что все это была лишь имитация с постановочной съемкой в павильоне. Для борьбы с этими домыслами NASA в 2009 году провело фотографирование мест посадки американских аппаратов с помощью камеры высокого разрешения межпланетной станции Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO). Место высадки экспедиции Apollo 11 сфотографировано с высоты всего 24 км. Видна не только посадочная ступень и расставленное вокруг оборудование, но и следы астронавтов в реголите. Впрочем, скептиков и это не убедило. Они считают, что таких свидетельств можно сколько угодно наделать с помощью фотошопа. Остается ждать аналогичных снимков с будущих китайских или российских аппаратов.

Первый полет Saturn V состоялся в 1967 году. Чтобы это произошло, NASA потратило 4,039 млрд долларов. В сегодняшних ценах это 30 млрд, что в переводе в рубли дает 1,935 трлн. Положим, Россия не Америка, к тому же у нас уже есть готовые двигатели для этого проекта, так что ужаться до 740 млрд действительно удастся. Но ведь это цена только первого экземпляра с грузоподъемностью около 100 т, который ныне получил наименование «Енисей». А затем предполагается создавать ракету второго этапа – «Дон», грузоподъемностью 140 т. Во сколько обойдется ее создание, пока никто не говорит, но, скорее всего, даже в 1,5 трлн уложиться будет счастьем.

Но ограничимся этой скромной цифрой – 740 млрд рублей. Положим, такие деньги на сверхракету в России найдутся. Но почему-то про те 1,5–2 трлн руб., что надо выделить на полезную нагрузку для этой ракеты, какова бы эта нагрузка ни была, пока даже речи нет. Такое впечатление, что никто и не думает об этом. Как будто все эти межорбитальные буксиры, посадочные модули, взлетные ступени, лунные базы и трактора волшебным образом материализуются из картинок в красочных презентациях наших космических фирм.

Причем выделить эти, как минимум, 1,5 трлн на полезную нагрузку придется уже сейчас, одновременно с 740 млрд на ракету, иначе окажется, что мы через 10 лет получим замечательный носитель, на котором еще лет 10 нечего будет запускать в космос. А через 20 лет без серийного производства и регулярных пусков этот проект перестанет существовать. Он устареет, деградирует, рассосется, как без производства и пусков испарилась со всеми своими уникальными для своего времени технологиями советская сверхтяжелая «Энергия».

Положим, у главы государства есть идея, что у страны, которая справедливо гордится своей космонавтикой и своим балетом, должен быть не только Большой театр, но и большая ракета. Но почему же никто ему не объяснит, что построить ракету-носитель – это даже не полдела. Нужно затратить вдвое больше на создание полезной нагрузки для нее. Театр с вешалки только начинается. Ракета – это не цель, а транспортное средство. Что она будет транспортировать?

Saturn V

Saturn V прекрасно справился с конкретной задачей, под которую создавался. Но после завершения лунной программы другой работы для этой ракеты не нашлось. Почему? Потому что создавать новую полезную нагрузку для такого гиганта показалось слишком дорогим удовольствием даже для Соединенных Штатов. Запуск орбитальной станции Skylab в 1973 году – не в счет. Здесь дело в том, что после отмены трех последних экспедиций на Луну остались неиспользованные ракеты. Внутри водородного бака третьей ступени одной из них оборудовали импровизированную орбитальную станцию. За год на нее слетали три экспедиции. Казне это обошлось в 3 млрд долларов. На этом все и закончилось, включая деньги. Два оставшихся Saturn V стали музейными экспонатами.

Быть может, у Президента есть некие секретные военные планы использования сверхтяжелой ракеты-носителя. Но, во-первых, кто-то способен представить, что это может быть за совершенно необходимый для нашей обороны аппарат массой более 100 т в космосе? Хотя бы теоретически? А во-вторых, создание полезной нагрузки военного назначения такой массы все равно обойдется в те же 1,5-2 трлн рублей, если конечно не загружать ракету 100 тоннами дроби для тотального уничтожения всей космической инфраструктуры в околоземном пространстве. Для сравнения: весь гособоронзаказ, на все российские вооруженные силы, с 2011 по 2020 годы составляет 20 трлн рублей. Создавать при таком бюджете еще и непонятную «Звезду смерти» за 1,5 трлн – это маразм. Такой маразм уже имел место в истории нашей страны. А теперь, похоже, мы впадаем в него заново.

Не исключено, что такая секретная нагрузка может появиться в будущем, которое Президент мудро предвидит. Возможно, есть расчет на некие грядущие международные программы, в которые Россия войдет как равноправный партнер с готовым сверхтяжем в качестве достойного вклада. Но если при разработке такой невероятно сложной техники мы опираемся на подобные соображения, то это значит, называя вещи своими именами, что мы создаем чудовищно дорогую систему неизвестно для чего. Такой подход и есть та самая глупость несусветная.

Новый носитель разрабатывают под конкретную полезную нагрузку. Отступление от этого правила или ошибка в его применении приводит к печальным последствиям. И таких случаев было немало.

Сверхтяжелые ошибки

Вот несколько примеров ошибок, которые были совершены при создании космических сверхтяжеловесов. Советская сверхтяжелая ракета Н-1 изначально планировалось Сергеем Королевым под некий «тяжелый межпланетный космический корабль» массой в 75 т и должна была иметь 24 двигателя на 1-й ступени. Учитывая экономические и технологические возможности страны, это было вполне реальное предприятие (для сравнения, у Falcon Heavy Илона Маска – 28 двигателей на 1-й ступени).

Однако вскоре выяснилось, что для доставки одного космонавта на Луну по однопусковой схеме требуется грузоподъемность минимум в 95 тонн. В результате спешной доработки на 1-й ступени появились 30 двигателей. Итог этой технической авантюры известен – четыре аварийных испытательных пуска подряд. А вот в США инженеры начали с того, что подсчитали: для доставки на Луну двух человек потребуется ракета грузоподъемностью как минимум 120 т. Причем Вернер фон Браун, всегда умевший держать нос по политическому ветру, пытался развести американцев на более мощную ракету Nova, с которой не стыдно и на Марс полететь, но специалисты NASA умерили пыл немецкого мечтателя своими расчетами: нужна ракета на 120 т. Скрепя сердце, именно такую ракету фон Браун и сделал. Зато в результате этого «крохоборства» планирование и финансирование программы в целом было таким, что к моменту первого старта Saturn V уже была готова полезная нагрузка в виде лунного комплекса Apollo. Главный итог такого подхода – юбилей, который стал поводом для написания этой статьи.

30 двигателей царь-ракеты H-1

30 двигателей на 1-й ступени советской царь-ракеты Н-1 были рискованным решением. Шесть центральных двигателей появились в процессе доработки первоначального проекта под нужды лунной программы. Сложнейшая техника создавалась в спешке, без должной наземной отработки. Но главная причина провала советской лунной программы не в каких-то технических проблемах, а в неспособности грамотно распорядиться ограниченными ресурсами. Эти ошибки хорошо известны. Начать хотя бы с опоздания на 3 года с началом проекта относительно американцев. При этом для облета Луны и для высадки на нее планировались две совершенно разные ракеты-носителя – Н-1 Сергея Королева и УР-500 («Протон») Владимира Челомея, который с Королевым соперничал, а не сотрудничал. В США кооперация была такова, что три первые ступени Saturn V поручили делать разным фирмам, а у нас «социалистическое соревнование» руководителей превзошло остротой капиталистическую конкуренцию. После смерти Сталина легендарный совет главных конструкторов будто разучился работать вместе ради великой цели. ОКБ-456 Валентина Глушко, самое мощное и опытное предприятие по разработке ракетных двигателей, не участвовало в создании Н-1. Двигатели, ключевой элемент проекта, разрабатывало ОКБ-276 Николая Кузнецова, которое вообще не имело опыта создания ЖРД. Военные не поддержали проект. Все эти разногласия усугубились смертью в 1966 году Сергея Королева. Н-1 осталась сиротой в окружении очень злых на нее дядек. Отсюда и результат.

Второй пример – советская сверхтяжелая ракета «Энергия». Здесь с инженерной и организационной точки зрения все, вроде, делалось правильно. Именно поэтому эта ракета вообще взлетела. Этот носитель проектировался конкретно под многоразовый космический корабль «Буран». Задача была поставлена четко, а на ее выполнение дружно работала вся страна при финансировании по линии Министерства обороны. Проблема лишь в том, что создание «Бурана» было если и не несусветной, то очень большой глупостью. Напомним, что изначально «Буран» разрабатывался как точная копия американского шаттла. Против такого подхода возражали все специалисты, в том числе и главный конструктор Валентин Глушко, продолживший дело Сергея Королева. Специалисты справедливо указывали, что такая система нам не нужна, поскольку грузопотока на орбиту в таком объеме в ближайшие десятилетия не предвидится даже в Америке, не говоря об СССР. Но руководство страны решило иначе. И, по сути, единственный аргумент, которым руководствовалось Политбюро, принимая это решение, был связан с тем, что американский шаттл мог совершить боковой маневр в атмосфере и с любого витка сбросить ядерный заряд прямо на Кремль.

Положим, что технически это возможно. Но как эти руководители представляли себе практическое осуществление этой угрозы? То, что ядерная война могла бы начаться с внезапной атаки шаттла на кабинет Брежнева, – это маразм, который даже обсуждать не хочется. Но даже если и так, то чем в этой ситуации могла помочь ответная возможность «Бурана» спикировать на Белый дом? Или мы сами рассчитывали начать таким эффектным образом внезапный разгром Америки? Тем не менее именно под этот стратегический идиотизм было принято решение, над выполнением которого трудились тысячи организаций и миллионы людей по всей стране. И то, что «Буран» все-таки взлетел, это их заслуга. А вклад руководителей состоял в том, что в результате траты колоссальных ресурсов была создана выдающаяся по своему техническому уровню система, которой оказалось совершенно нечего делать в космосе. И это даже без учета развала СССР.

Saturn V 2

Первая ступень Saturn V с пятью двигателями F-1 тягой 790 т в вакууме. Фон Браун предлагал варианты с шестью и даже восемью F-1 на первой ступени. Предполагалось, что американские астронавты будут садиться на Луну на взлетно-посадочной ступени высотой более 30 м. Но один из сотрудников NASA, Джон Хуболт, вовремя вспомнил про схему полета с отделяемым на окололунной орбите посадочным модулем, которую Юрий Кондратюк предложил еще в 1916 году. Поэтому хватило пяти F-1. Фон Браун был огорчен, но с расчетами согласился.

Советские конструкторы все-таки придумали, как сделать, чтобы наша многоразовая транспортная космическая система не стала точной копией американской. Шаттл был, по сути, космическим самолетом с огромным подвесным баком и двумя твердотопливными «ускорителями». А у нас ракету-носитель «Энергия» можно было использовать отдельно от орбитального корабля «Буран».

Грузоподъемность «Энергии» составляла 105 т. Проблема лишь в том, что полезных грузов такой массы, кроме «Бурана», в СССР не было. Были бесполезные, вроде спешно сляпанного макета экспериментальной боевой станции «Скиф-Д», который при выводе сам себя сжег в атмосфере. А не было таких грузов в СССР даже не потому, что в них не нуждались военные или народное хозяйство, а потому что их создание обошлось бы баснословно дорого, как минимум в два раза дороже, чем сам носитель, разработка которого и так потребовала напряжения всех интеллектуальных сил страны. (Для сравнения: программа создания Международной космической станции массой чуть больше 400 т оценивается в 100 млрд долларов, то есть по 25 млрд на каждые 100 т). Существовали амбициозные планы по выводу на геостационар гигантских спутников связи массой 20 т. Но радиотехническая промышленность СССР не производила такого количества необходимой аппаратуры даже по весу. Не говоря о качестве. А если ресурсы на создание такой нагрузки и были, то их сожрал «Буран».

Space Shuttle и "Энергия"-"Буран"

Space Shuttle и «Энергия»–«Буран». С инженерно-технической точки зрения копия значительно превзошла оригинал, но это не могло исправить главную ошибку – изначальную бессмысленность всей этой затеи.

Положим, если бы СССР не распался, для «Энергии» и «Бурана» придумали бы использование, как придумали сборку МКС для шаттла в США. Но даже в этом случае мы видим все тот же маразм: сначала создать чудовищно дорогую «игрушку», а потом придумывать, для чего ее можно использовать. Говорить, что СССР пришел к краху из-за таких маразматических решений, было бы преувеличением, но после распада Советского Союза такой маразм нам точно оказался не по карману. А главное, создание грузов такой массы оказалось не по карману вообще никому в мире, включая американцев. Именно поэтому «Энергия» не нашла даже единичного коммерческого использования, в то время как тот же «Протон» 25 лет был нарасхват на международном рынке пусковых услуг и кормил нашу космическую отрасль, пока ее руководители не угробили его репутацию в серии нелепых аварий.

Пример третий – американская сверхтяжелая ракета-носитель Space Launch System (SLS), которая должна, согласно нынешним планам, совершить первый полет в 2020 году. Saturn V, получивший в последних модификациях возможность выносить в космос 140 т, был создан с нуля за 5 лет в далекие 1960-е годы. SLS грузоподъемностью 95 т в базовой версии представляет собой набор элементов системы Space Shuttle. В нем нет ничего нового. Эта разработка началась в 2011 году и до сих пор не закончена. А до SLS американцы с 2005 года разрабатывали Ares V, наработки которого легли в основу SLS. Ares создавался для пилотируемых полетов на Марс, в то время как средств для осуществления такого полета даже у США не нашлось. То есть на носитель, создававшийся под лозунгом полета на Марс с настоящей целью сохранения технологий шаттла и рабочих мест его производителей, деньги нашлись, а вот на полезную нагрузку для него их не было. Стоит ли удивляться, что программу отменили.

После этого Конгресс потребовал создать SLS. Зачем? А просто так. Чтобы гордиться. В решении Конгресса так и сказано: создать носитель грузоподъемностью не меньшей, чем была у Saturn V. И сейчас для этой ракеты срочно придумывают цель. Сначала это был некий полет к булыжнику, который для этого нужно было доставить на орбиту Луны с одного из астероидов. Эта программа называлась Asteroid Redirect Mission – миссия по перенаправлению астероида. Только представьте себе этот маразм: специально созданный автоматический аппарат с захватами должен был подобрать с поверхности какого-нибудь астероида валун диаметром 6 м и массой 20 т, отбуксировать его в окрестности Луны, и все это лишь для того, чтобы астронавты смогли слетать к нему на SLS. В конце концов даже американцы поняли, насколько глупо будет выглядеть втыкание флага в шестиметровый булыжник, и программу свернули.

Пришлось вмешаться Трампу, но пока у него фантазии хватило лишь на приказ высадить на Луну американскую женщину к 2025 году. Есть полная уверенность, что и этого не произойдет. Просто потому что у NASA не хватает при нынешнем финансировании денег даже на своевременное завершение работ по SLS, на которую уже потрачено около 20 млрд при готовых технологиях. А на создание лунного комплекса нужно денег в два раза больше, чем даже если бы SLS пришлось разрабатывать с нуля. То есть никаких американок на Луне к 2025 году не будет гарантированно. Так же можно гарантировать, что никакой сверхтяжелой ракеты к 2028 году не появится и в России. И дело не только в финансах.

Ракеты

Сверхтяжелые РН, в ряды которых затесалась и просто тяжелая Falcon Heavy. Обратите внимание на 3-ю ракету слева. Это китайский «Великий поход 9», первый полет которого ожидается в 2030-х годах. Китайцы никуда не торопятся, потому что понимают: создавать ракету без четкого понимания, для какой именно совершенно конкретной полезной нагрузки она предназначена и когда именно эта нагрузка будет готова к полету, – бессмысленное занятие.

Большой балет «Роскосмоса»

Создавать сверхтяжелую космическую транспортную систему просто так, на будущее, или по принципу «делаем то же, что американцы», лишь бы гордиться, как мы до сих пор гордимся «Энергией», – это глупость. Впрочем, может сложиться впечатление, что здесь вся проблема только в деньгах. Что создание сверхтяжа, хотя бы и в качестве маразма, для России вполне реальная задача. Всего-то делов – найти 740 млрд.

Напомним ситуацию с российским модулем «Наука» для Международной космической станции. Не исключено, что через пару лет МКС уже будут готовить к затоплению, а наш первый специализированный, то есть предназначенный для проведения научных экспериментов, модуль до сих пор на Земле. То есть станцию, вполне возможно, скоро будут топить, а модуль, ради которого, собственно, мы ее создавали, все еще не готов. Почему? С 2013 года «Роскосмос» никак не может… очистить от стружки его баки. А изготовить такие же новые наша космическая промышленность сегодня не в состоянии, поскольку утрачены технологии. Дело в том, что эти баки являются сильфонными. Сильфоны – металлический растягиваемый гофр – служат в них для крепления диафрагмы, отделяющей в невесомости топливо от газовой среды. По мере расходования топлива диафрагма под действием наддува поджимает жидкость к заборному устройству, а при дозаправке наоборот – сильфоны разжимаются и диафрагма позволяет баку наполниться топливом. Сильфоны – не бог весть какая сложная технология. Получается, что изготовить сильфонные баки для относительно небольшого модуля мы не можем, а вот сверхтяжелую ракету для Луны по поручению Президента – пожалуйста.

Еще одна иллюстрация. Первым пунктом российской лунной программы значится «Луна-25». Напомним, что «Луна-24» стала последним советским лунником, который 18 августа 1976 года совершил мягкую посадку на поверхность нашего естественного спутника. Этот аппарат провел бурение на глубину 2 м и доставил грунт на Землю. «Луна-25» доставлять грунт не будет. Ее назначение – просто совершить мягкую посадку на Луну, то есть повторить достижение «Луны-9», впервые в мире прилунившейся 3 февраля 1966 года. Разница лишь в том, что в качестве места посадки выбрана приполярная область, а не экваториальная. Траектория перелета усложнится, но с точки зрения технологии посадки разница не велика.

Работа над «Луной-25» началась в 2005 году. Первоначально пуск намечался на 2014 год. Но в 2012 году, после аварии «Фобос-Грунта», его перенесли на 2015 год. В 2013 году – опять перенос на 2016, но и тогда полет не состоялся, и в 2017 году ему назначили новый срок – 2019 год, а в 2018 году состоялся перенос на 2021. А поскольку и 2021 год неумолимо близится, то сейчас уже идут осторожные разговоры про 2024 год. Сдвиг сроков запуска – обычное дело для космических программ что в России, что в Америке. Но в данном случае наблюдается нечто иное. Этот срок с течением времени никак не приближается. Как в 2012 году нас отделяло от пуска три года, так и в 2018 году до него оставались те же три года. То есть за 14 лет мы так и не смогли повторить достижения советских конструкторов 1966 года и пока неизвестно, сможем ли вообще это сделать, а вот сверхтяжелая ракета к 2028 году обязательно полетит? В это слабо верится.

Место посадки "Луна-24"

Место посадки последнего советского лунника «Луна-24», сфотографированное тем же американским LRO.

Да что за примерами далеко ходить. Возьмем ту же «Ангару-5», не сверхтяжелую, а просто увесистую ракету с грузоподъемностью на первом этапе в 25,8 т. Ее разработка началась в 1995 году, а ее первый и пока единственный пуск состоялся в 2014. То есть прошло 24 года, а ракета еще не используется, ее испытания не закончены, ее серийное производство до сих пор не налажено. Ее второй полет намечен на 2019 год, спустя 5 лет после первого. Почему? Потому что первый вариант не устраивает заказчика, то есть Минобороны, ни по цене, ни по характеристикам. Сейчас идет, по сути, создание нового, серийного варианта этой ракеты – «Ангара-5М» грузоподъемностью 27 т. Ее первый полет запланирован на 2023 год, то есть через 28 лет после начала создания. Причем речь идет о ракете, которая совершенно необходима нашим военным как гарантированное средство доступа на геостационарную орбиту с территории России. Работы по ней финансируются как из гражданского, так и из военного бюджета, но никакими деньгами не получается ускорить ее ввод в эксплуатацию. Тут не место для иронии. Создание такой системы – сложнейшая задача. Эти сроки просто дают представление о трудности ее выполнения в условиях ограниченных ресурсов, в том числе и интеллектуальных. Тяжелая «Ангара-5» ждала 19 лет своего первого пуска, а сверхтяжелая ракета полетит через 10 лет, в 2028 году? Думаю, ответ на этот вопрос ясен.

Кстати, разработка хоть какой-то полезной нагрузки для сверхтяжа все же идет в России. Речь о перспективном транспортном корабле нового поколения (ПТК НП) «Федерация». Работа официально началась в 2009 году. Первоначально первый полет планировался на 2015 год, затем на 2017, теперь на 2021. Опять же здесь не место для злорадства. Создать такую технику трудно. У американцев с аналогичным Orion та же самая ситуация по срокам. Но «Федерация» – это лишь малая часть того, что должно быть создано в рамках пилотируемой лунной программы, для которой и нужен сверхтяжелый носитель. Ну ведь совершенно очевидно, что такая программа при наших ресурсах не будет выполнена ни через 10, ни через 20, ни через 30 лет.

К чему тогда все эти разговоры о сверхтяжелой ракете к 2028 году? Для пиара? Мы бесконечно откладываем или отменяем почти все научные космические программы. Даже «Глонасс» и военный космос и те десятилетиями развиваются со всему миру слышным скрипом по причине отсутствия электроники должного качества. Да отдайте эти миллиарды, если уж их некуда девать, на скорейшее завершение посильных нам программ, вроде той же «Ангары» или «Луны-25». Для того же пиара пользы будет больше.

Сколько потрясающих вещей можно сделать в космосе на 740 млрд рублей! Людям на Луне делать совершенно нечего, для ее исследования и освоения достаточно автоматов, но если так уж хочется провести там фотосессию с флагом, то это можно сделать по многопусковой схеме при помощи «Ангары-5В» с водородной ступенью. В 1960-е годы сверхтяжелая ракета нужна была, чтобы решить задачу по высадке человека на Луну как можно быстрее. А сейчас куда нам торопиться? Мы уже везде опоздали. Кроме того, такой подход полностью соответствует идеологии развития нашей космонавтики. Зачем мы последние 50 лет учились собирать огромные комплексы на орбите? Чтобы исследовать поведение мушки-дрозофил в невесомости?

Россия является единственной из шестерки ведущих космических держав страной, у которой сейчас нет в арсенале кислородно-водородной ступени. Такая ступень есть даже у Индии. Вот что является настоящей нашей бедой, а вовсе не отсутствие сверхтяжелой ракеты. Ведь именно такая ступень определяет эффективность космического транспорта. Для «Ангары-5В», к примеру, ее использование увеличит грузоподъемность ракеты с 27 до 37,5 т. Однако действительно необходимая нам водородная ступень по планам появится лишь к 2028 году, зато на сверхтяжелую ракету просят 740 млрд. И все это, очень похоже, происходит по тому же маразматическому сценарию, что и с «Бураном». Американцы делают сверхтяжелую ракету, пусть и не очень понятно зачем, значит и мы непонятно зачем такую же делать будем. Но американцы вольны тратить деньги на глупость, поскольку у них не только второго хватает, но и первого. Но нам-то в отсутствие первого надо быть умнее.

Тень "Хаябусы-2"
Прыжок танцора

Бледная тень японской «Хаябусы-2» на поверхности астероида Рюгу и эффектный прыжок танцора в Центре подготовки космонавтов в ролике «Роскосмоса». Который из двух полетов эффектнее с точки зрения пиара?

Никто не спорит, что пиар – очень важная составляющая космической деятельности. Она и начиналась, собственно, как пиар. Вся американская программа Apollo была, по сути, самой грандиозной в истории пиар-акцией, в результате которой США на полвека утвердились в роли лидера человечества. И сегодня каждая страна вовсю старается пропиарить свои космические успехи. Японцы публикуют потрясающие фотографии посадки межпланетной станции «Хаябуса-2» на астероиде Рюгу. Китайцы хвастают фотографиями своего лунохода после первой в истории посадки на обратной стороне Луны. Американцы радуют народ гипнотическими панорамами со своих марсоходов. А вот «Роскосмос» не придумал ничего лучшего, как снять танец нашего неумирающего лебедя в макете орбитальной станции. Нет, ролик получился замечательный, а его финал, где крошка-балерина взлетает на руках космонавта, вполне может вышибить из иных глаз слезу гордости за страну. Но фактически этот ролик говорит о том, что «Роскосмосу» уже больше нечего показывать соотечественникам, кроме того как наши космические корабли бороздят просторы Большого театра. Зато безумные планы создания сверхтяжелой ракеты обсуждаются на самом высоком уровне.

Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 100 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.

Источник: НИКС - Компьютерный Супермаркет

подписаться   |   обсудить в ВК   |   

Комментарии к статье из сети в Вконтакте


открыть страницу обсуждения



Александр Семёнов, г. Москва
Что за глупость: "Роскосмос должен потратить столько потому что американцы тратили столько 50 лет газад". Мое мнение что вы не должны лезть туда где ничего не понимаете.
23-07-2019 12:40   ответить
alexku
Здравствуйте, rustler, Вы писали:

http://files.rsdn.org/8408/apollo16.jpg
23-07-2019 12:45   ответить     перенести в VK
MasterZiv
Здравствуйте, rustler, Вы писали:

По-моему так весь текст -- кусок говна...
Зачем мне жевать такое, если я даже нюхать это не собираюсь.
23-07-2019 13:41   ответить     перенести в VK
Михаил Соколов, г. Москва
Добрый день, я могу в одном из ваших магазинов встретить Монитор ASUS ROG Swift PG279Q или Монитор ASUS ROG Swift PG258Q?
23-07-2019 14:56   ответить
Никита Казуми, г. Москва
Михаил, нет, да и мониторы говно
23-07-2019 14:58   ответить
Михаил Соколов, г. Москва
Никита, ну раз критикуете - предложите свой вариант для игр в 1440р на ips или 1080 с 240гц. И магазин где это неговно можно посмотреть.
23-07-2019 15:00   ответить
Мисс Никс, г. Москва
Михаил, здравствуйте. Обе модели, к сожалению, сейчас доступны только под заказ https://ref.nix.ru/LGWvIHYBO5W
23-07-2019 17:55   ответить
Михаил Соколов, г. Москва
Я смогу их осмотреть перед покупкой?
23-07-2019 17:56   ответить
Игорь Хорунженко, г. Москва
давно пора прикрыть этот магазин! мало того что торгует дерьмом, так ещё и поливает срану грязью...особенно на фотне того что американцы ДО СИХ ПОР ПОКУПАЮТ У НАС ДВИГАТЕЛИ.....а на тех что летали на луну у них нет..они ПОТЕРЯЛИ ДОКУМЕНТАЦИЮ на нихх..все 40 коробок с чертежами....
24-07-2019 06:15   ответить
rustler
Здравствуйте, alexku, Вы писали:

A>Здравствуйте, rustler, Вы писали:

A>Image: apollo16.jpg

Это фото, конечно, полностью развенчивает миф о том, что американцы были на Луне.
24-07-2019 14:14   ответить     перенести в VK
rustler
Здравствуйте, MasterZiv, Вы писали:

MZ>Здравствуйте, rustler, Вы писали:

MZ>По-моему так весь текст -- кусок говна...
MZ>Зачем мне жевать такое, если я даже нюхать это не собираюсь.

Чтобы жевать – нужны зубы, а чтобы читать – мозги.
24-07-2019 14:14   ответить     перенести в VK
alexku
Здравствуйте, rustler, Вы писали:

A>Image: apollo16.jpg

R>Это фото, конечно, полностью развенчивает миф о том, что американцы были на Луне.

Мдэ-э-э-э... Пропагандистам чувство юмора заказано...
24-07-2019 15:06   ответить     перенести в VK
Мисс Никс, г. Москва
Александр, опыт американцев показал, что создать и отработать пилотируемый лунный взлетно-посадочный комплекс стоит дороже, чем создать ракету-носитель для его запуска. Что за 50 лет изменилось?
24-07-2019 16:23   ответить
Александр Семёнов, г. Москва
Мисс, кто спорит, но это не значит что эта ракета ненужна?
24-07-2019 17:02   ответить
pagid
Здравствуйте, rustler, Вы писали:

R>Чтобы жевать – нужны зубы, а чтобы читать – мозги.
Они для начала нужны чтобы писать.
Прекращай уже здесь мусорить :down:
24-07-2019 19:29   ответить     перенести в VK
rustler
Здравствуйте, alexku, Вы писали:

A>Мдэ-э-э-э... Пропагандистам чувство юмора заказано...

В качестве шутки фото можно только приветствовать. Просто сейчас народ такой грамотный, что и это фото могут принять за подтверждение, что американцы снимали свою высадку в павильоне. Вот это действительно результат многолетней пропаганды смехотворной идеи. Процент верующих в нее в Америке достиг уже 20%, а в России перевалил за 50%. Алексей Леонов говорил, что поверить в то, что американцы не были на Луне, может только совершенно невежественный человек. Так что эти проценты вполне можно считать показателем дебилизации населения. А фото, конечно, смешное.
25-07-2019 15:25   ответить     перенести в VK
Мисс Никс, г. Москва
Игорь, так в том-то и дело, что американцы покупают наши двигатели РД-180 и РД-181 (оба на базе технологий РД-170 для «Энергии») и летают на них, а мы им двигатели продаем, а сами на них не летаем, потому что «Ангара» до сих пор на приколе, а летаем на «Союзе» и «Протоне» с двигателями 1950-х и 1960-х годов. А происходит это, потому что американцы думают головой, хотя бы изредка, а у наших руководителей головы заняты исключительно амбициозными планами по перестройке отрасли. Что касается потери документации на F-1, то этот двигатель совсем недавно фигурировал в конкурсе для новых боковых ускорителей для сверхтяжелой SLS. Значит сделать его, несмотря на потерю «всех 40 коробок с чертежами», американцы могут. А еще у них на подходе двигатели нового поколения Raptor и BE-4. Оба метановые и оба по характеристикам и технологичности превосходят наши РД-180. А мы только сейчас спохватились, что надо развиваться дальше, а не эксплуатировать задел по «Энергии». Если вы думаете, что у нам все в порядке в Роскосмосе – то ошибаетесь. Об этом и статья.
25-07-2019 16:19   ответить
Мисс Никс, г. Москва
Александр, да если бы сверхтяжелая ракета оказалась просто не нужна – это было бы полбеды. Но она не просто бесполезна, а вредна, потому что отвлекает силы и средства от реальных нужд. Если, по вашему, она нужна, то предложите – для чего? Только не говорите про высадку человека на Луну. Реально человеку сегодня на Луне делать нечего, а платить триллионы рублей за сомнительную честь высадиться на Луне спустя более чем 50 лет после американцев – это несусветная глупость. О чем и статья.
25-07-2019 16:20   ответить
Александр Семёнов, г. Москва
Мисс, есть чего, есть коммерческие проекты добычи гелия 3, причем очень выгодно добывать его на Луне.
25-07-2019 16:27   ответить
Мисс Никс, г. Москва
Александр, добыча гелия-3 на Луне – это не коммерческий проект и даже не научная фантастика, а просто басни. Об этом уже много писалось, не хочется здесь все это повторять. Но, положим, что так. Давайте добывать гелий-3 на Луне. Ну тогда и начинать надо с этого. Мы строим сверхтяжелую ракету не просто так, а для добычи гелия-3 на Луне. Для добычи 1 грамма гелия-3 необходимо переработать 100 тонн реголита. Для этого нужны: сверхтяжелая ракета, взлетно-посадочный лунный комплекс, горнодобывающая техника для условий Луны, хранилища, перерабатывающий комплекс, база, связь, энергия и много еще чего нужно. Целый город надо построить. При этом 1 грамм гелия-3 на Земле стоит приблизительно 15 тысяч долларов. Не 15 миллиардов. И даже не 15 миллионов. Всего лишь 15 тыс. долларов. И его можно нарабатывать на Земле в ядерных реакторах. Но если нам очень хочется возить его с Луны, то давайте посчитаем, сколько это стоит, насколько выгодно и начнем грамотное планирование проекта. Как в программе Apollo. Чтобы к моменту старта сверхтяжелой ракеты, уже было что на ней запускать. И главное, чтобы сама ракета подходила для запуска этого оборудования. Но ничего же этого нет. Есть только задача сделать сверхтяжелую ракету почти за триллион рублей к 2028 году. А все остальное когда появится? Сколько будет стоить? Об этом – ни слова. И у людей складывается впечатление, что главное – это построить сверхтяжелую ракету, и тогда гелий-3 с Луны польется потоком. Но сверхтяжелая ракета – это даже не половина, а хорошо если десятая часть стоимости такого проекта. Не говоря уже о том, что нет ни нужды, ни выгоды добывать гелий-3 на Луне.
26-07-2019 12:13   ответить
Александр Семёнов, г. Москва
Мисс, сверхтяжелая ракета это основа всей программы, для начала будет станция вокруг Луны, затем постоянная база на поверхности а потом и коммерческая деятельность. А как это все без ракеты?
26-07-2019 12:19   ответить
Александр Семёнов, г. Москва
Да и нынешняя стоимость никак не говорит о его истинной ценности так как на Земле этого изотопа просто нет.
26-07-2019 12:22   ответить
Мисс Никс, г. Москва
Александр, Вы правы: ракета – это основа, фундамент любого проекта. Но как вы посмотрите на архитектора, который скажет: а давайте мы сначала заложим фундамент, а потом уже будем думать, что на нем строить: коттедж, гостиницу, склад или бензозаправку. Или еще того тупее: на фундамент смету посчитали и выделили, а на само здание – забыли. Стройка останавливается, и через 10 лет от этого фундамента только залитая мутной водой яма останется, как от «Энергии». Ракету нужно увязывать с целевой нагрузкой точно так же, как фундамент с домом, под который он строится. В том числе увязываться финансово. Нечего фундамент под небоскреб городить, если денег даже на дачный домик не хватает. А сейчас и у нас, и в США сначала создается сверхтяжелая ракета, а потом, мол, придумаем, для чего ее использовать. Вы говорите, что сначала будет окололунная станция. С чего вы это взяли? С того, что американцам такая идея год назад в голову взбрела? Но Трамп ее уже, по сути, похоронил, заявив, что теперь цель США – высаживать американскую женщину на Луну к 2025 году. И программа SLS конкретно для этой цели не годится. То они на Марс летят, то к астероиду, то на Луну возвращаются, то окололунную станцию строят, теперь опять на Луну летят. А мы, как дурачки, за ними все будем повторять? И опять же в десятый раз приходится говорить одно и то же: нет вопросов – давайте строить окололунную станцию. Но посчитайте сколько она будет стоить? Хотя бы прикиньте. И вы быстро поймете: чтобы сделать такую станцию, придется процентов 20 российского бюджета в космос запускать. Так что никакой окололунной станции у нас не будет. Зачем тогда сверхтяж к 2028 году? Зачем? Чтобы была основа, на которой ничего не появится?
29-07-2019 16:12   ответить
Мисс Никс, г. Москва
Александр, во-первых, гелий-3 на Земле есть. Мало, но есть. Во-вторых, его можно нарабатывать искусственно из плутония на ядерных реакторах. Если вдруг нам гелий-3 уж так позарез понадобится в больших количествах, то легче и дешевле плутониевый реактор на Земле запустить. Их даже строит не надо. Они уже есть – оружейные. То есть нет никаких проблем нарабатывать гелий-3 на Земле.
29-07-2019 16:12   ответить
alexanderfedin
Здравствуйте, rustler, Вы писали:

R>Image: 130ps1563791936.jpg
Так студия Роскосмос же!:)
31-07-2019 08:27   ответить     перенести в VK