Суббота, 16 мая 2009 00:00

Краткая история телескопов

Телескопы придуманы людьми несколько столетий назад, однако их точное происхождение пока остаётся предметом спора учёных. Достоверно известно, что в начале 17 века, а именно в 1608 году, голландский изготовитель очков Ханс Липперсхей (Hans Lipperhey) подал заявку на патент зрительной трубы, по сути представлявшей собой примитивный телескоп. Липперсхей обычно считается изобретателем телескопа, но есть вероятность, что он был не первым человеком, догадавшимся, что труба с вогнутой линзой на одном конце и выпуклой линзой на другом может увеличивать далёкие объекты.

Рефрактор Галилея (1609г)

Рефрактор Галилея
   Несмотря на то, что телескоп был изобретён другим человеком, Галилео Галилей (Galileo Galilei) усовершенствовал его, значительно увеличив его возможности. Помимо этого, Галилей первым понял, что телескоп можно использовать не только для зрительного приближения далёких объектов на Земле, но и для изучения неба.

На картинке изображён Галилей, демонстрирующий один из своих телескопов правителям Венеции в августе 1609г. В течение нескольких лет после этого Галилей сделал ряд крупных наблюдений, в том числе открыл четыре крупных спутника Юпитера.

Отражающий телескоп Ньютона (1668г)

Отражающий телескоп Ньютона
   Вместо стеклянных линз, преломляющих лучи света, Исаак Ньютон (Isaak Newton) использовал изогнутые зеркала, также способные собирать или рассеивать свет в зависимости от формы. Конструкция на основе зеркал позволяет увеличивать объекты намного сильнее, чем это возможно с линзами. Кроме того, использование зеркал решает проблему хроматической аберрации, явления, из-за которого разные части спектра преломляются по-разному, что вызывает искажение изображения.

Однако из-за плохого качества зеркала первый отражающий телескоп Ньютона довольно сильно искажал и затемнял изображение. Отражающие телескопы стали популярны среди астрономов более чем через сто лет, когда появились зеркала, лучше отшлифованные и поглощающие меньше света.

Нулевой меридиан

Гринвичская обсерватория

Гринвичская обсерватория   Гринвичская королевская обсерватория (Royal Greenwich Observatory) с 1675 года является основной астрономической организации Великобритании. Она была организована королём Карлом II для навигационных нужд и сопутствующих исследований и размещена в Гринвиче, предместье Лондона. В то время Англия была крупнейшей морской державой, которой были необходимы возможно более точные инструменты для определения положения корабля, навигации на море, картографии и т.д. Меридиан, проходящий через Гринвич, решили считать нулевым в Великобритании и её колониях, а с 1884 года от него исчисляется поясное время во всём мире.

Здесь, в Гринвичской обсерватории, в 1676г приступил к наблюдениям за звездами и Луной первый королевский астроном Джон Флемстид (John Flamsteed). К концу XIX века Гринвичская обсерватория имела 76см рефлектор, 71см, 66см и 33см рефракторы и множество вспомогательных инструментов. В 1953г часть обсерватории была перенесена на 70км к юго-западу, в позднесредневековый замок Хёрстмонсо.

Телескопы Ломоносова

Телескопы Ломоносова   Великий русский ученый М.В.Ломоносов не только изобрел и построил более десятка принципиально новых оптических приборов, но и создал русскую школу научной и прикладной оптики. Среди его изобретений был телескоп, позволяющий видеть ночью и названный Ломоносовым "ночезрительной трубой", и новый тип отражательного телескопа, который позднее был использован Гершелем в его знаменитом телескопе.

Под руководством Ломоносова в 1761г оптик Иван Иванович Беляев изготовил "небесную трубу" длиной больше 12м, с большими металлическими зеркалами и линзой-объективом. Эта зрительная труба, будучи неподвижной, позволяла наблюдать за двигающимися звёздами и планетами. Позднее, в 1764г, тот же Беляев по чертежам Ломоносова сделал три трубы, предназначенные для сумеречного времени. Эти трубы имели латунный корпус и по четыре стекла. До того "ночезрительные трубы" считались невозможными, и идея Ломоносова высмеивалась в научных кругах.

Телескопы Гершеля

Первый собственный телескоп Джон Гершель (John Frederick William Herschel) построил в 1774г, взяв за основу идеи и расчёты Ломоносова (по другим данным, Гершель и Ломоносов независимо друг от друга придумали оптические системы с одинаковыми принципами работы). Гершель несколько раз улучшал конструкцию телескопа, построив в итоге 20-футовый (6м) телескоп. Это был довольно громоздкий инструмент, для обслуживания которого требовалось четыре рабочих. На протяжении нескольких десятилетий этот телескоп оставался крупнейшим в мире.

Гершель составил огромный каталог звёзд и туманностей, произвёл ценные наблюдения над планетами Солнечной системы, в частности, в 1781г подтвердил, что Уран является планетой, а не звездой, а также открыл два спутника Урана и два спутника Сатурна. Сын Гершеля также активно занимался небесной оптикой и провёл несколько лет в Южной Африке, где построил аналогичный телескоп для изучения неба Южного полушария.

Пулковская обсерватория

Пулковская обсерватория   Пулковская обсерватория (полное официальное название "Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук", сокращённое — ГАО РАН) в настоящее время является основной астрономической обсерваторией РАН. Пулковская обсерваторияОна расположена в 19км к югу от Санкт-Петербурга на Пулковских высотах.

Торжественное открытие обсерватории, созданной по решению Петербургской Академии наук, состоялось 7 (19) августа 1839г. Созданием обсерватории руководил выдающийся учёный-астроном Василий Яковлевич Струве, который и стал её первым директором. В Пулковской обсерватории находился один из самых больших на тот момент в мире рефракторов (38см). Как и Гринвичская, Пулковская обсерватория предназначалась для развития навигации и для исследования неба, геодезических измерений и т.д. В 1847 году директор Гринвичской обсерватории написал, что ни один астроном не может считать себя астрономом, если он не познакомился с Пулковской обсерваторией. Пулковская обсерваторияДо 1884 года все географические карты России имели точкой отсчёта Пулковский меридиан. Обсерватория, практически разрушенная во время Великой Отечественной войны, была восстановлена и вновь открыта в 1954г.

На сегодняшний день научная деятельность обсерватории охватывает практически все приоритетные направления фундаментальных исследований современной астрономии: небесная механика и звёздная динамика, астрометрия (геометрические и кинематические параметры Вселенной), Солнце и солнечно-земные связи, физика и эволюция звезд, аппаратура и методика астрономических наблюдений.

Крымская астрофизическая обсерватория

Крымская астрофизическая обсерватория   Крымская астрофизическая обсерватория была основана в начале XX века возле поселка Симеиз на горе Кошка, как частная обсерватория любителя астрономии Николая Мальцова. В 1912 году она была передана в дар Пулковской обсерватории, после чего стала превращаться в полноценный научный центр, проводящий фотометрию звёзд и малых планет. В 1926 году в Крымской обсерватории был установлен метровый английский рефлектор, один из крупнейших рефракторов того времени. Крымская обсерватория, как и Пулковская, была практически полностью уничтожена во время Второй Мировой войны, позднее восстановлена и усовершенствована.

Сейчас Крымская обсерватория представляет собой развитый научно-исследовательский комплекс, в котором ведутся исследования по направлениям Физика звёзд и галактик, Физика Солнца, Радиоастрономия, Гамма-астрономия, Экспериментальная астрофизика, Оптическое производство. Сотрудниками Крымской обсерватории открыто около 1300 астероидов и 3 кометы. В настоящее время обсерватория находится под угрозой уничтожения из-за начавшейся в марте 2009 года противозаконной застройки ее территории коттеджным поселком с развлекательными комплексами.

200-дюймовый телескоп Хейла (1948г)

200-дюймовый телескоп Хейла
   Джордж Эллери Хейл (George Ellery Hale), которого вполне можно назвать фанатом астрономии, в 1908г построил 60" телескоп на горе Вильсон, к северо-востоку от Лос-Анджелеса. в 1917г там же был установлен 100" телескоп Вильсона, который в течение 30 лет был самым большим телескопом в мире. Но Хейлу не хватало 100" телескопа, он хотел построить телескоп раза в два больше размером. В 1928г Хейл начал продвигать идею создания 200" телескопа. Он сумел заручиться финансовой поддержкой чикагского миллионера Чарлза Йеркса и на горе Паломар, к югу от Лос-Анджелеса, был построен 200" (5.1м) телескоп Хейла. Его строительство было завершено в 1948г, через 10 лет после смерти Хейла. Этот телескоп на протяжении 10 лет оставался крупнейшим в мире.

В телескопе Хейла использованы гигантские зеркала, изготовленные из специального нового стекла Pyrex, которое не меняет форму и размеры из-за колебаний температуры. Зеркало в нижней части трубы телескопа отражает свет звёзд, кабина наблюдателя находится наверху. Дополнительное зеркало может отражать свет через отверстие в центре основного зеркала.

Космический телескоп Хаббл (Hubble, 1990г)

Космический телескоп Хаббл   Телескоп Хаббл был назван в честь известного астронома Эдвина Хаббла (Edwin Powell Hubble). Этот учёный оказал огромное влияние на проблему определения размеров нашей Вселенной и сформулировал закон: "галактики разлетаются со скоростью пропорциональной расстоянию между ними". Кстати, многие наблюдения Хаббл проводил на телескопах Хейла.

Запуск телескопа Хаббл, который состоялся в апреле 1990г, был настоящим прорывом для астрономии. Впервые телескоп был выведен за границу атмосферы и избавлен от искажений, возникающих из-за прохождения света через земную атмосферу. С помощью телескопа Хаббл более точно определены темпы расширения Вселенной, открыты многие новые звёзды и туманности, открыта тёмная материя, до того существовавшая только в расчётах отдельных физиков. Телескоп Хаббл стал первым космическим объектом искусственного происхождения, который предназначен для проведения профилактики и текущего ремонта прямо в космосе. Пятый и пока последний ремонт Хаббла был проведён 11 мая 2009 года, следующий ремонт ориентировочно будет в 2014 году.

WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe, 2001г)

Аппарат WMAP   WMAP представляет собой космический аппарат НАСА, предназначенный для изучения реликтового излучения, образовавшегося в результате Большого взрыва. Строго говоря, это не телескоп, а исследовательский спутник. С помощью WMAP была создана первая чёткая карта неба в микроволновом диапазоне, уточнён возраст Вселенной (13.7млрд лет), измерен состав Вселенной (по крайней мере ближайшего участка). Примерно 72% Вселенной занимает тёмная энергия, 23% ─ тёмная материя, и только 5% обычная материя.

14 мая 2009 года был запущен преемник аппарата WMAP, спутник Планк (Planck). Теоретически чувствительность приборов Планка в 10 раз выше, а угловое разрешение в 3 раза выше, чем у WMAP.

Телескоп Свифт (Swift, 2004г)

Телескоп Свифт   Орбитальный рентгеновский телескоп Свифт был разработан для изучения быстрых космических явлений, называемых гамма-всплесками, которые, предположительно, возникают при смерти массивной звезды или объединении двух плотных объектов, таких как нейтронные звёзды. До запуска Свифта, состоявшегося в 2004 году, астрономам требовалось около 6 часов, чтобы после фиксации гамма-всплеска регистрировать все его параметры. Свифт способен начать записывать все данные о гамма-потоке не более чем через минуту после фиксации всплеска. Телескоп Свифт уже зафиксировал данные сотен гамма-всплесков, а в апреле 2009 года обнаружил поток гамма-излучения, который дошёл до нас от наиболее отдалённого космического объекта из всех зафиксированных до сих пор.

Благодарим ресурсы NewScientist, Astronomer.ru, Wikipedia за предоставленную информацию.